Активные игры на свежем воздухе — нескончаемый источник новых знаний и навыков

Учение в движении

Вспомните свои самые счастливые моменты в детстве — какие из них вы провели, играя на улице? Возможно, вы вспомнили тот день, когда вам, наконец, удалось высоко подняться на качелях, или вы до сих пор с радостью вспоминаете свободу летних прогулок по лугам и полянам.

Причина, по которой вы так хорошо это помните, заключается в естественной способности детей запоминать все новое во время игры на свежем воздухе. Все те подвиги, сейчас кажущиеся незначительными, на самом деле — моменты обучения, которые позволяют детям развиваться: физически, умственно и социально — и определяют их дальнейшую жизнь. Например, качание на качелях помогает развивать координацию и силу мышц, а также повышает самооценку, когда, наконец, получается подняться очень высоко. Даже если не удается реализовать задуманное, это позволяет запомнить урок — падение или неудачная первая попытка вынуждают детей задуматься о важности причинно-следственных связей.

Глобальная проблема современных устройств

К сожалению, дети проводят все меньше времени на свежем воздухе. Каждый родитель знает, как сложно отвлечь ребенка от притягательного экрана смартфона. Кажется, что детям больше нравится оставаться дома и играть в видео игры, чем гулять, особенно в плохую погоду.

Скандинавские страны стараются побороть эту вредную привычку. И хотя в скандинавской культуре прогулки на свежем воздухе высоко ценятся и являются ее неотъемлемой частью, даже там эта проблема остается заметной. Согласно исследованиям Международной организации здравоохранения, финские и шведские дети особенно часто предпочитают компьютерные игры активному времени на улице.

Скандинавское решение

В целом, в скандинавских школах уделяется больше внимания интерактивному обучению во время игры, по сравнению со строгими системами, такими как Единое базовое образование и стандартизованные тесты. И этот подход имеет очевидный успех — Финляндия и другие Скандинавские страны постоянно занимают лидирующие позиции среди лучших школьных систем образования в мире.

В скандинавских школах стремятся создать все условия, чтобы дети могли играть на свежем воздухе, поскольку это помогает им развиваться и учиться новому. Новые организации, такие как udeskole, или «лесные школы», являются важной частью скандинавской системы образования. Дети, посещающие эти «школы» проводят весь день на улице, проходя обучение в окружении природы — и согласно исследованиям, это положительно влияет на их развитие в целом. Например, одно шведское исследование (Гран и др. 1997 г.) показало, что дети, обучающиеся на природе реже болеют, чем в традиционных школах.

Возможно, эти системы обучения работают так эффективно в Скандинавских странах благодаря естественной для них приверженности к проведению времени на природе, которая воспитывалась в них поколениями и превратилась уже в традиционный образ жизни. У нее даже есть собственное название — «friluftsliv» по-шведски и «ulkoilmaelämä» по-фински— что означает «жизнь на свежем воздухе» или «активный образ жизни на природе». И дети, и взрослые проводят свободное время далеко от переполненных городских улиц и восстанавливают свою физическую и умственную энергию.

Скандинавская «жизнь на свежем воздухе» предполагает уделение особого внимания развитию у детей любви к прогулкам и желания больше играть на свежем воздухе. Когда они чувствуют радость движения, это значит, что они учатся чему-то новому и приобретают здоровые привычки — а также приятные воспоминания — которые останутся с ними на всю жизнь!